Исторический очерк Тасеевского района из архива П.И. Навицкого

Много лет прошло с тех пор, как русские люди пришли в эти глухие необжитые места. Здесь жило коренное многочисленное население – тунгусы и малочисленное – асаны. Тунгусы вели кочевой образ жизни и располагались в бассейне реки Тунгуски, по рекам Тасееве, Бирюсе и в низовьях Усолки, асаны – в верховьях Усолки. Тишина и глушь царили тогда в этих местах. Непроходимая тайга, нетронутый лес, где было много различных пушных зверей и птиц. Таежная река Усолка, несущая свои воды в реку Тасееву и далее – в Ангару, была богата рыбой. Богатства таежного края привлекли внимание русского правительства. В 1619 году из Тобольска в Енисейск пришло предписание послать людей на разведку мест, расположенных в верховьях реки Ангары, и обложить ясаком (данью) коренное население. И в 1620-21 годах казаки получали его с тунгусов, живших в приустье Ангары и ее притоках, и с рода князца Тасея, который жил по реке Тасееве. (В ясачных книгах за 1622 год записано, что 24 мая от тунгусского князца Тасея получено 45 соболей, от его брата Илима – 10 соболей, с тунгусских дальних людей князца – 30 соболей, одна шуба соболья и одна подволока лыжная соболья.) Нельзя сказать, что дела у служилых людей по сбору ясака шли хорошо. В 1625 году князец Тасей отказался платить дань, не стал подчиняться енисейским служилым людям. Это приостановило дальнейшее продвижение их отрядов по Ангаре и ее притокам. Перед енисейскими властями возникла опасность объединения тунгусов, отказавшихся подчиняться русским и платить ясак. Тасей был воинственным человеком, и в конце 1625 года в Енисейском остроге стало известно о предполагаемом зимнем походе его и других князцов вниз по Ангаре. Но поход не состоялся. В июне 1626 года атаман Перфильев прошел по Ангаре к тунгусам, взял с них очередной ясак и склонил братию Тасея к миру. В следующем году он вновь пришел с 40 казаками и выше устья Илима поставил Братский острог. В устье реки Рыбной Перфильев столкнулся с 200 тунгусами – сторонниками князца, и, Тасей вынужден был отступить. Сразу же после его возвращения в Енисейск туда был послан сотник Бекетов, которому удалось разбить тунгусов. На этом месте он поставил Рыбинский острог. Так был открыт путь служилым людям, чтобы беспрепятственно получать с тунгусов ясак. Князец Тасей по-прежнему не хотел подчиняться властям и был вынужден искать более спокойное место. После того, как братия его была покорена русскими, он обосновался в районе реки Тасееве при слиянии двух рек – Чуны и Бирюсы. Он узнал, что вверх по реке Усолке есть удобные места для стоянок и богатые пушным зверем леса. Морозным утром 1630 года олени вынесли легкие нарты на крутой берег, где возвышался новый просторный чум. Хозяин богатой упряжки, закутанный в меха, ждал, когда подъедут люди его племени. Стояла первозданная тишина, только изредка потрескивали деревья от сильного мороза. Река, закованная в лед, дымилась. Послышался далекий приближающийся лай собак, и вскоре обширную поляну, окруженную густым ельником, заполнили упряжки. Тасей сидел около чума, смотрел на реку, на лес и думал о том, что русские все дальше и дальше продвигаются в тайгу и скоро не будет от них покоя и здесь. Он не заметил, как к нему подошел старейший уважаемый человек его племени в сопровождении нескольких людей и остановился в нерешительности. Наконец, Тасей как бы очнулся от дум. Старик сказал: «Ты добрый. Род нашего племени всегда с тобой. Ты выбрал хорошее место для стойбища. Мы довольны тобою, сюда не придут русские и не будут мешать нам жить. Пусть это место будет названо твоим именем, и все племена по всей тайге будут знать о тебе». …Его именем было названо стойбище. Сейчас это место называется Кыштымов. А в четырех километрах от него расположилось нынешнее село Тасеево. В 1640 году был основан Тасеевский острог. Начало строительства было заложено на левом берегу Усолки. Назвали его именем князца Тасея. Острог представлял собой небольшой участок земли, обнесенный высоким бревенчатым частоколом. В нем же имелись большие деревянные башни. Внутри острога располагались: часовня, постройки для жилья, дворы для лошадей и скота, амбары для продовольствия и хранения пушнины, бани пороховые погреба. В дальнейшем Тасеевский острог был тщательно укреплен и имел для обороны пушки, которые можно было применять в случае нападения. Служилые люди здесь появились раньше других категорий, или групп, русского населения, и численность их росла с каждым днем. Первыми воинами Тасеевского острога были донские казаки, выходцы из простого народа. Создавались условия для заселения русским крестьянством и посадскими людьми бассейна реки Усолки. По указанию енисейского воеводы 18 беломестных казаков были направлены в Тасеевский острог, а затем их перевели в пашенные крестьяне. С появлением в этих необжитых местах русского населения коренные жители стали уходить в низовья Усолки, а русские стали заселять земли, пригодные для пашни, луга – для сенокосов. Недалеко от острога строилась Тасеевская слобода. В 1650 году рядом со старой слободой на берегу Усолки началось строительство Ново-Тасеевской слободы, на базе которой затем создалось село Тасеево. С 1669 года оно стало центром Тасеевской волости Енисейской губернии Канского уезда. Трудно пришлось первым поселенцам. Дома и другие постройки строили топором, потому, что в то время еще не было пил. Зато строевой лес находился близко, его рубили и носили на себе или тащили волоком. Лошадей и каких-либо транспортных средств не было. Дома были с узкими продолговатыми окнами, остекленными оконной слюдой. Двери навешивали на сыромятные ремни, которые прибивали деревянными или костяными иглами. О железных гвоздях в то время не имели здесь понятия. Потолки в домах были из круглого накатника или из бревен, расколотых на две части. Освещали дома сальниками, лучиной. Огонь добывали при помощи огнива. Вся посуда была деревянной. Жители Тасеевской слободы носили обувь – чирки, бродни, которые изготовлялись из кожи или меха. Интересно называлась верхняя одежда: шабур, зипун, однорядка. Все это шилось из самотканого полотна. Рано здесь появилось земледелие, в трудных условиях приходилось жителям обрабатывать землю, потому что все делалось вручную. Первые землепахари выращивали яровой овес, озимые рожь и ячмень. Возделывали также и пшеницу. Из технических культур выращивали коноплю. Позднее сюда были завезены и огородные культуры: лук, чеснок, морковь, брюква, репа, капуста, огурцы. Капуста в конце XVII века наравне с хлебом и квасом считалась одним из основных продуктов питания. Так строилась Тасеевская слобода и осваивались не тронутые веками земли по реке Малой Монзе (Усолке). Формирование русского населения в Тасеевской слободе шло по двум каналам: организованного правительством в разных формах принудительного поселения и вольной народной колонизации. Юго-западную сторону волости заселяли по государевым землям пашенные крестьяне и беломестные казаки. Вниз по Усолке и к северу селились торгово-промысловые люди и монастырские крестьяне. В конце первой четверти XVIII века в Сибири увеличивается количество вольнопришельцев и ссыльных. Этому предшествовал изданный в 1729 году царский правительственный указ. В нем говорилось, что если беглые и гулящие люди не покажут свидетельства, то крепостных беглых будут возвращать помещикам, других, годных к службе, отсылать в солдаты, а негодных предлагать помещикам. Ежели никто их не примет, то отправлять в Сибирь для поселения. Согласно этому указу, из Западной России были высланы в Сибирь люди разных сословий и национальностей. Часть их разместилось в Тасеевской волости. Основным занятием населения было земледелие, производство зерна. До развития торгового земледелия в южных уездах Енисейской губернии Канский уезд и Тасеевская волость были основными поставщиками хлеба. С развитием земледелия и других промыслов в Тасеевской волости возросла потребность в железных и медных изделиях. Для них была нужна руда, которая была найдена недалеко от Усолья А. Жилиным в районе Усолки и недалеко от Тасеева на участке Рудяном. Добытая железная руда поступала на предприятия Жилина. В эти же годы в Ново-Тасеевской слободе на берегу Плехановского ручья стали строить кузницы с большими печами, где из местных рудных материалов делали железные, медные и серебряные изделия, пользовавшиеся большим спросом у населения. Часть продукции вывозилась за пределы волости. Одним из крупных сел Тасеевской волости было Троицкое, или Усолье, как оно называлось до основания. Расположено оно в низовьях реки Усолки, в 30 километрах от Тасеева. Основание его относится к 1640 году. Основателем Троицкого сользавода был русский человек Алексей Жилин. До начала промысловой деятельности жил он в Енисейске, считался наиболее крупным и энергичным предпринимателем, вышедшим из среды промышленного населения Енисейского края. Земли Усолья начали осваивать с момента открытия соляных источников и солеварения. В 1639 году Жилин с помощью тунгусов нашел на реке Усолке соляные источники. Вместе с промышленным человеком Сергеем Федоровым они начали строить варницу. В этом же году произвели первую выварку соли. Жилин и Федоров в первый год были совладельцами. В 1641 году Федоров по закладной передал свою долю промысла Жилину, который полностью освоил соледобычу. В предприятии Алексея Жилина участвовали и его братья, Иван и Никон. Алексей и Никон занимались добычей соли, а Иван сбывал ее в Енисейск, Туруханск, Томск. В 50-60 годах XVII века братья Жилины были самыми богатыми людьми в Енисейском уезде. Они же платили самый большой оброк. На обширных берегах реки Ангары и ее притоках велись поиски слюды, серебра, золота, железа, меди. Одним из первых геологов был енисейский воевода Яков Хрипунов. А зачинателем горного дела стал посадский человек Алексей Жилин, посвятив этому 25 лет своей жизни. Пятнадцать лет он исследовал берега рек Тасеевы и Усолки, положив начало железоплавлению. В 1656 году А. Жилин с образцами найденных руд приехал в Москву, где добился грамоты на право вести промыслы без перекупа и об отводе земельных участков под них. Одновременно он получил право на дальнейшие поиски железной и медной руды, золота и слюды в Енисейском крае. К нему с Усолье был направлен опытный плавильщик из Соликамска Д. Михайлов. Помимо добычи соли, железа, Жилин в 1657 году начал разработку слюдяных залежей вблизи Усолья на берегу реки Тасеева. В этом же году он добыл 40 пудов оконной слюды, в 1667 году – 66 пудов. А затем прекратил этот промысел. В 1670 году Жилин умер, а через семь лет его сын Лука Алексеев и племянники Степан и Иван Никоновы, продали туруханскому Троицкому монастырю свои доли Усолья с 443 десятинами земли за 1.250 рублей. Когда предприятие Жилиных перешло в руки монастыря, оно представляло собой небольшой завод, в котором сочеталось соляное и железное производство. Рядом с соляной варницей стояли амбары с солью и готовой продукцией из железа и других металлов. В дальнейшем Усолье стало вотчиной Троицкого монастыря и получило наименование Троицкий сользавод. Владения монастыря значительно расширились, увеличились добыча руды и выплавка железа, намного больше стали вываривать соли. Добытое железо расходовалось внутри монастырского хозяйства, частью – в Тасеевской волости. Хлеб, часть соли и различные церковные изделия вывозились на продажу по Енисею в Мангазейский уезд и Томск. В 1764 году Троицкий сользавод перешел от монастыря в казну. В начале XIX века здесь вываривалось до 50 тысяч пудов соли в год, а к концу – до100-165 тысяч пудов. Когда в 1875 году сользавод перешел в реки «Горного ведомства», здесь работали около 500 человек. В основном – каторжане. На сользаводе работали и жили на его территории две группы людей – ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы, имевшие семьи, которые последовали за ними в Сибирь. Большинство ссыльнопоселенцев были потомственные казаки. Женившись на местных девушках, они становились старожилами. В Троицкое через Тасеево направлялось много ссыльных, которые включались в числа «служилых людей», зачислялись на пашню в государевы крестьяне. Бывшие монастырские крестьяне вошли в состав пашенных. Так формировалось население в селе Троицком Тасеевской волости. В Тасеевском районе насчитывалось семь храмов: 1. с. Тасеево – каменный двухпрестольный храм Святого Богоявления Господня, второй придел освящен в честь свт. Николая; (Разобрана в 1930 году). 2. с. Троицкое – каменный храм Свято-Троицкий; (Разобрана в 1930 году). 3. с. Фаначет – деревянный храм Покрова Божией Матери; (Восстанавливается). 4. с. Бакчет – деревянный Свято-Троицкий храм; (Сгорела приблизительно в 1980 году). 5. с. Михайлево – деревянный Свято-Никольский храм; (Разобрана). 6. с. Вахрушево - деревянный храм Покрова Божией Матери; (Разобрана). 7. с. Сухово – деревянный Свято-Иннокентьевский храм. (Разобрана). В 1804 году в Тасеево построена каменная двухъярусная церковь, к ней приписаны приходы: Сухово, Лукашина, Глинка. Приписано к церкви прихожан: мужчин 8826, женщин 829 человек. Памятная книжка Енисейской губернии на 1911год: Богоявленский храм в с. Тасеево, священник Василий Анатольевич Самойлов, псаломщик Михаил Васильевич Забелин, церковный староста Федор Стефанович Горохов; Троицкая церковь в Троицком сользаводе, священник Николай Фелонин, псаломщик Шнырев, церковный староста Николай Михайлович Велозерцев; Троицкая церковь в с. Бакчете, священник Иоанн Николаевич Алексеев, псаломщик Георгий Николаевич Галин. В 1865 (1864?) году в Тасеево было открыто церковно-приходское училище, на содержание его было отпущено 445 рублей. В 1865 году в нем обучалось 6 мальчиков и 1 девочка из крестьян, 7 мальчиков и 2 девочки из поселенцев. Наставником был священник Богоявленской церкви Василий Петрович Волков. Почетным блюстителем в школе был Петр Григорьевич Бурмакин. В 1911 году законоучитель – священник Вениамин Иоаннович Орлов, учитель Яков Михайлович Журин, учительница Клавдия Ивановна Журина, помощник учителя Елизавета Михайловна Чумичева. В 1911 году обучалось 108 человек. При церкви была библиотека в количестве 452 томов. Общий процент грамотных и учащихся 21.8%. Троицкое приходское училище открыто в 1874 году. Законоучитель – священник Николай Фелонин, учитель Константин Матвеевич Воробьев, Петр Анатольевич Журавский, помощник учителя Антон Мартиниянович Буда. Одноклассное училище в с. Бакчете – священник Иоанн Алексеев, учительница Татьяна Васильевна Никифорова. Одноклассное училище в с. Хандала открыто в 1905 году. Учитель Петр Дормидонтович Александров. По данным на 1911 год действовала церковно- приходская церковь в Никольском. В 1913-1914 году появляется школа в Канарае. Описание крестных ходов. Из церкви казенного Троицкого солеваренного завода во имя Святой Троицы, в первый воскресный день после вешнего Николы, бывает крестный ход в бывшую деревню Култук, с явленною на этом месте иконою древнего писания святителя и чудотворца Николая. Здесь, в часовне, простоявши неделю, икона возвращается тем же порядком в приходскую церковь; как вперед, так и на обратном пути, на засеянных нивах и полях совершались молебствия с водоосвящением. В Духов день крестный ход из Троицкой же церкви совершается в деревню Яковлево, отстоящую на десять верст от завода. День этот празднуется жителями как храмовый, и они поднимают для отправления молебствий из приходской церкви иконы Живоначальной Троицы, святого Иоанна Предтечи и явленную икону святителя и чудотворца Николая ( две последние особенно чтутся жителями Тасеевской волости). Отсюда, по отправлении общего водосвятного молебствия у креста, отправляется крестный ход до крестьянских полей, а по освещении оных возвращается тем же порядком в деревню, в которой иконы, по желанию некоторых обывателей, носятся по домам для молебствий. Таким образом, весь день проходит в молитве, потому что ход этот совершается после поздней Литургии в приходской церкви, и тем же порядком на другой день возвращается в приходскую церковь. Бывают иногда случаи, что последние две иконы, как местночтимые, по желанию жителей обносятся во время летней засухи по полям в сопровождении одного из членов причта заводской церкви и возвращаются к 24 июня при сопровождении многочисленного народа. В 1865 году в Троицке лиц духовного звания насчитывалось трое. Вероисповедание жителей Троицкого: 480 человек исповедовали православие, 16 принадлежали к римско-католической церкви, 1 – лютеранской, 25 исповедовали иудаизм, 3 – мусульманство. Особо чтимые праздники. Село Тасеево: «Спасов – день» (1 августа) и «Миколу –зимнего»(6 декабря); Село Троицк: «Иванов день» (24 июня) и «Миколу –Вешнего»(9 мая).» Село Михалево: «Миколу –Вешнего. Села Яковлево и Бакчет: «Троица». Села Среднее и Сухово: «Егорий»(23 апреля). Село Хандала: « Ильин день»(20 июля). Деревня Мурма: «Прокопьев день»(8 июня). Деревня Глинная: «Михайлов день»(8 ноября) Деревня Усть: «Рождество Христово»(25 декабря) В 1896 году в Тасеевской волости православных было 2919 мужчин и 2672 женщин, при общем количестве жителей – 3097 мужчин, 2721 женщин. В 1641 году на реке Усолке начали организовывать промысел группа служивых людей во главе с Богданом Момотом, крестьянин Троицко-Сергиева монастыря Андрей Лаврентьев Свечник. В 1642 году старцы енисейского монастыря начали добиваться отвода земельных угодий по Черной речке (приток Енисея около Казачьего луга). Разрешение на отвод «небольшого места» для поселения, непригодного для поселения, им было дано с условием не призывать туда «гулящих» людей, а питаться от своих трудов. Последнее выполнено, конечно, не было, и на Черной речке монастырь основал какое-то селение. Может быть, именно оно потом перешло к Рождественскому Енисейскому монастырю и превратилось в село Рождественское. Плодородные земли по рекам Тасеевой и Усолке в 70-80е года енисейский и туруханский Троицкий монастыри энергично заселяли своими крестьянами и вкладчиками. 1648 год – начало первых поселений. Спасскому монастырю отводились земли по рекам Тасею и ее притоку, где монастырь основал деревни Нижнее, Среднее, Воховку, Бобровку. Они были заселены монастырскими крестьянами. К 1679 году Спасский монастырь имел на Тасеевой и Усолке усолье и семь деревень, а Троицкий монастырь – усолье. Село Троицк – один из старейших населенных пунктов Тасеевской волости. В 17-18 вв. самое древнее его название Троицкое Усолье. В 18 веке известно под названием «Туруханского Троицкого монастыря Усольской вотчины». В 1689 году мужской Троицкий монастырь «гостеприимно» принял беглых крестьян, переводимых из Тобольска в Прибайкалье, и поселил их по деревням по притокам реки Усолки – речкам Глинной, Черной, Мурме. Судя по переписи 1719 года в Тасеевском остроге клир Николаевской церкви был в составе священника, диакона и дьячка. Последним служившим священником в селе Тасеево, до разрушения храма Сватого Богоявления Господня, был иерей Иоанн Анисимович Вашкорин, который за свою революционную деятельность в 1917 году находился под церковным прещением: лишен священнического сана и отлучен от Церкви в 1917 году. В 1919 году в Тасеево колчаковцы сгоняли жителей села в церковь, за сочувствие большевикам. Всех заточенных расстреляли. Для обучения неграмотных в Тасеево создавались пункты ликбеза и ШКМ – школы крестьянской молодежи. В Тасеево работала такая школа, она занимала два здания – одно из них одноэтажное, ранее принадлежавшее духовенству.